Содержание
1. Как оценить бизнес при продаже.
2. Какая бывает стоимость бизнеса.
4. Подходы к оценке стоимости бизнеса.
6. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.
7. Полный расчет стоимости бизнеса.
1. Как оценить бизнес при продаже.
Здесь можно провести параллель с продавцом квартиры, дома или автомобиля. Наша оценка носит всегда субъективный характер. У нас свое собственное видение того, сколько должно стоить имущество, принадлежащее нам.
Назовем некоторые причины, по которым владелец ошибается при оценке стоимости бизнеса:
-Отказ от проведения анализа рынка.
Продавец не изучил рынок подобных предложений. Называется цена, которую продавец вывел сам для себя, например, на основании потребности в какой-либо определенной сумме. Вопрос лишь в том – хочется продать или продавать.
-Переоценка своего бизнеса.
Владелец изучил рынок, но считает, что его предложение особенное и должно стоить дороже других.
-Продажа долгов бизнеса.
Владелец знает сумму задолженностей бизнеса, которые должна покрыть его продажа.
-Продажа по цене покупки.
-Мошенничество.
Здесь возможно множество вариантов. Продажа того, что продавец не имеет права продавать, продажа того, чего вообще в природе не существует..
2. Какая бывает стоимость бизнеса.
Можно выделить несколько видов стоимости готового бизнеса. Среди них:
-Рыночная. В нее включаются цена предприятия и ожидаемые доходы в будущем.
-Инвестиционная. Инвестиционная стоимость учитывает какой доход компания будет приносить в будущем.
-Текущая. Это совокупность всех средств, вложенных в бизнес на момент проведения данной оценки.
-Ликвидационная. Данный вид стоимости рассчитывается, когда владелец бизнеса решает срочно продать его. Необходимо сложить стоимость всего имущества и вычесть из него такие моменты, как: долги, зарплаты сотрудникам, затраты на обслуживание оборудования, выплаты посредникам, если владелец воспользовался их услугами.
Оценка стоимости бизнеса включает в себя несколько этапов. Прежде чем начинать ее делать, необходимо четко понимать для какой цели она производится: для непосредственной продажи, для понимания текущего состояния бизнеса или для привлечения инвестиций.
Далее выбирается исполнитель. Для этой задачи можно привлечь как свою бухгалтерию, так и стороннего исполнителя. На сегодняшний день выбор оценочных компаний достаточно широк и выбор исполнителя не составит большого труда.
Далее необходимо собрать ряд документов:
-Свидетельство о регистрации компании
-Устав компании
-Бухгалтерская отчетность за последние 3 года
-Баланс компании
-Бизнес-план
-Документы, относящиеся к долговым обязательствам
Затем выбирается модель оценки (сравнительная, затратный анализ и доходная). Каждый метод целесообразно использовать исходя из целей оценки компании. Например, затратный анализ при ликвидации фирмы.
После этого мы получаем три стоимости по различным моделям оценки.
Необходимо согласовать одну итоговую после разбора получившихся результатов.
4. Подходы к оценке стоимости бизнеса.
Методы оценки стоимости бизнеса.
- Сравнительный метод.
При использовании данного метода оценка происходит на основании сравнения с похожими предложениями на рынке.
-Затратный метод.
При использовании затратного метода оценивается сумма всех активов бизнеса (оборудование, товарный остаток..). Из получившейся суммы вычитаются долги бизнеса. Получившаяся сумма и есть капитал данного бизнеса. По-простому этот метод можно сформулировать так: сколько нужно вложить денег, чтобы открыть такой же бизнес.
-Доходный метод.
Высчитывается величина чистой прибыли, на ее основании делается расчет того, как быстро бизнес окупится.
Владелец в большинстве случаев заинтересован, чтобы стоимость бизнеса была оценена как можно выше. Этой цели можно достичь несколькими способами.
Например, оптимизацией налогообложения и уменьшением задолженностей. Следствием этого станет выше оборот и доход, что позволит увеличить стоимость предприятия.
6. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.
Расчет величины стоимости в постпрогнозный период основано на утверждении, что предприятие бизнес способен приносить доход и по окончании прогнозного периода. Предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы бизнеса стабилизируются и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста доходов.
В зависимости от предполагаемых перспектив развития используют разные способы расчета.
-Модель Гордона. При использовании данной модели годовой доход после прогнозного периода капитализируется в показатели стоимости при помощи коэффициента капитализации, рассчитанного как разница между ставкой дисконта и долгосрочными темпами роста. При отсутствии темпов роста коэффициент капитализации будет равен ставке дисконта. Модель Гордона основана на прогнозе получения стабильных доходов в остаточный период и предполагает, что величины износа внеоборотных активов и капиталовложений равны.
-Метод расчета по ликвидационной стоимости. Используется в том случае, когда в пост прогнозный период ожидается банкротство предприятия с последующей продажей активов. Для предприятия, которое приносит прибыль или находящегося в стадии роста, данный подход неприменим.
-Метод расчета по стоимости чистых активов. Расчеты аналогичны применяемым для подсчета ликвидационной стоимости, но не учитываются затраты на ликвидацию и торг при срочной продаже фирмы. Данный метод может применяться для стабильно работающего предприятия, обладающего значительными материальными активами.
-Метод предполагаемой продажи. Суть данного метода состоит в пересчете денежного потока в показатели стоимости с помощью специальных коэффициентов, полученных из анализа ретроспективных данных по продажам сопоставимых предприятий. Сложность применения данного метода состоит в том, что практика продажи предприятий на российском рынке крайне скудна или отсутствует, поэтому определение конечной стоимости весьма проблематично.
-Метод дивидендов. Данный метод предполагает, что дивиденды компании будут расти стабильными темпами на определенную процентную величину каждый в год. Предполагается, что после окончания прогнозного периода будет иметь место стабильный долгосрочный темп роста доходов.
7. Полный расчет стоимости бизнеса.
В общем случае стоимость предприятия складывается из стоимостей в прогнозный и постпрогнозный периоды.
Однако, для корректной оценки необходимо учитывать величину приобретаемого пакета акций.
Для этого введем понятия:
§ доля оцениваемого пакета обыкновенных акций W (в %)
§ скидка за неконтрольный характер пакета акций Lпак. (в %)
§ скидка за недостаточную ликвидность пакета акций Lликв. (в %)
Тогда формула для расчета стоимости бизнеса приобретает вид:
Скидка за неконтрольный характер пакета-величина , на которую уменьшается стоимость оцениваемой доли пакета (~20-25%).
Скидка за неконтрольный характер пакета акций не может быть вычислена на основании какой-либо методики, ее величина определяется оценщиком в зависимости от конкретной ситуации. Так, например, Устав компании может быть прописан таким образом (причем в соответствии с Законом РФ “Об акционерных обществах”), что 30% пакет акций будет давать практически полный контроль над предприятием.
Скидка за недостаточную ликвидность зависит от возможности быстро продать ценную бумагу за денежные средства без значительного снижения стоимости.
Контрольный пакет акций требует меньшей скидки, чем миноритарный. Пакет открытых компаний меньшей скидки, чем закрытых. Т. е., когда оценивается миноритарнный пакет акций закрытых компаний, применяются обе скидки.
Скидка за недостаточную ликвидность может быть также определена только экспертным путем т. к. ввиду отсутствия в России развитого фондового рынка, корректно определить ликвидность подавляющего большинства компаний не представляется возможным.